Психотические сюрпризы и лечение психики
Наша психика – это сложноорганизованная структура. Не до конца изученная, она порой выдает нам не очень приятные сюрпризы в виде различных нарушений и сбоев. Они дезорганизуют нашу личность, поведение и эмоциональное состояние, внося в жизнь немалые трудности. Поэтому лечение психики – важный и сложный путь к восстановлению нашего «Я», требующий комплексного и длительного подхода.
Основы психики
Психика – это способность нашего мозга отражать объективную реальность для взаимодействия с внешней средой. Она состоит из нескольких предшествующих друг другу структур: свойств, процессов, качеств и состояний.
К психическим свойствам можно отнести такие понятия, как сила, спокойствие, уравновешенность. Под понятием психических процессов понимают эмоции, память, чувства, ощущения. Среди качеств психики выделяют интеллект, характер, темперамент, способности. К психическим состояниям относят, например, настроение.
Любые изменения в этих системах, не соответствующие нормальному адекватному реагированию, приводят к нарушениям психики и развитию психических расстройств.
Условно такие нарушения делят на синдромы. Основываясь на них, в дальнейшем диагностируется и строится лечение психического заболевания.
Различают следующие синдромы:
- астения. Сопровождается быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, лабильностью настроения. Такие люди крайне впечатлительны, отличаются сентиментальностью и раздражительностью. Для данного синдрома характерны частые головные боли и расстройство сна. В общем, астения сопровождается упадком сил, равнодушием к происходящему вокруг. Она не является патогномоничным симптомом, так как может сопровождать различные заболевания;
- обсессии и компульсии. Главный критерий этих расстройств – навязчивость. Навязчивые мысли и действия сопровождают человека постоянно, нарушая его уклад жизни. Примером такого состояния является чрезмерная озабоченность чистотой. Человека постоянно посещают мысли о том, что все предметы вокруг просто кишат бактериями. Из-за этого у него развивается навязчивое желание и действие – постоянно мыть руки, иначе вирусы атакуют организм и вызовут смертельно опасную болезнь. К подобным нарушениям относят всевозможные назойливые страхи: темноты, пауков, большой высоты и т.д.;
- аффекты. Самая распространенная группа психических нарушений. Аффективные расстройства сопровождаются сменой настроения в ту или иную сторону, его ухудшением или резким подъемом. Среди часто встречающихся нарушений этой сферы выделяют депрессии и мании;
- сенестопатии. Это непривычные ощущения внутри и на поверхности тела, не связанные с каким-либо органным заболеванием. Проявляются в виде колющих, стягивающих, зудящих ощущений, чувства жжения, распирания, бульканья и т.д. Они имеют неопределенный характер. И часто больные используют собственные характеристики, чтобы обрисовать картину: чешется в голове, хлюпает в груди;
- ипохондрия. Упорное убеждение в том, что у человека развивается какое-либо заболевание. Ни обследования, ни доводы врачей не могут его разубедить в этой уверенности;
- иллюзии. Это искаженное восприятие реально существующих объектов. Они могут возникать и у здоровых людей. Разница между здоровыми и патологическими иллюзиями заключается в том, что последние появляются под действием сильных чувств. Чаще всего тревоги и страхи таковы: восприятие тени на стене, как ужасного чудовища, изображения на обоях – клубком змей;
- галлюцинации. Восприятие того, чего нет в реальности;
- бред. Основой бредового расстройства являются неадекватные суждения. Но они настолько стойкие и значимые для больного, что разуверить его в них не удается никаким способом;
- кататония. Это двигательные нарушения, проявляющиеся возбуждением или неподвижностью, застыванием в одной позе;
- изменение сознания. Включает в себя несколько видов нарушения: ориентировки в местности, во времени, в своей личности; мышления; памяти. Происходит потеря связи с реальностью, больные не могут дать объяснения происходящему;
- слабоумие. Сопровождается снижением интеллектуальной деятельности, психических процессов в целом. Отсутствует возможность усваивать новую информацию, применять на практике уже имеющиеся знания.
Для специалиста очень важно уметь распознать подобные симптомы у больного. Ведь на их основе будет назначено специфическое лечение психических расстройств, причем для каждого синдрома существует индивидуальный подход.
Классификация психических расстройств
Психика человека требует коррекции и лечения в том случае, когда её состояние отличается от нормального. При этом говорят о психическом расстройстве.
Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:
- Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
- Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
- Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
- Маниакально-депрессивный синдром сопровождается чередованием вспышек депрессии и мании. Мания является обратно противоположным состоянием депрессии. Она проявляется выраженным повышением настроения, двигательным возбуждением и ускоренной психической деятельностью. Маниакальный синдром выделяют также как отдельную патологию.
- Невротические расстройства. Обратимые изменения психики, сопровождающиеся астеническим, навязчивым синдромами, истериями, а также снижением умственной и физической деятельности. Сюда относят неврозы, неврастении, обсессивно-компульсивные и тревожные расстройства.
- Расстройства поведения. Эта группа заболеваний включает в себя нарушения со стороны питания – анорексия, булимия, сексуальные расстройства, нарушения влечений.
- Патологические изменения личности и поведения в зрелом возрасте. Сюда относятся параноидные, шизоидные, диссоциальные, эмоционально неустойчивые, смешанные нарушения. Стойкое нарушение личности, патологии привычек, стремление к поджогам и воровству, нарушение половой идентификации и полового предпочтения.
- Умственная отсталость. Характеризуется снижением когнитивных функций и проявляется в легкой, средней и тяжелой степени.
- Нарушения психического развития. Проявляется в отставании речевого развития, навыков счета, письма и чтения, двигательных и психомоторных функций.
- Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.
С чего начать лечение
При подозрении на развитие психического расстройства требуется помощь психиатра. На приеме, после тщательного обследования, врач выбирает, каким образом больной будет получать лечение:
- амбулаторно;
- в стационаре;
- диспансерный учет.
Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:
- нанесение вреда себе и окружающим;
- отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
- ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.
Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.
Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.
В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:
- фармакотерапия;
- психотерапия;
- социальная реабилитация.
Общие принципы медикаментозной терапии
Медикаментозная терапия – основной и наиболее эффективный метод лечения психических расстройств. И является приоритетным способом терапии в период обострения психического заболевания.
Ее успех основан на правильном выборе психофармакологических веществ, способе их введения, а также изменении терапии в зависимости от проявлений болезни. Каждый случай ее назначения должен быть клинически обоснован и опираться на индивидуальные особенности пациента и на симптоматику расстройства.
Следует понимать, что психотропные средства действуют постепенно, по накопительной. То есть, не стоит ждать моментального эффекта с первых дней лечения.
Очень важно строго придерживаться дозировки и курса приема препаратов, назначенных врачом. При самостоятельном снижении дозы или внезапной его отмене наблюдаются психические нарушения в виде выраженной тревожности, плохого сна, галлюцинаторных обострений, а также соматические расстройства, связанные с вегетативной дисфункцией. Возможно также развитие синдрома отмены и резистентности к препарату. Поэтому по достижении стойкого положительного результата, дозу медикамента следует уменьшать постепенно.
Только в случае безрезультатного длительного медикаментозного лечения практикуют резкую отмену лекарства, вводимого в повышенных дозах. Через небольшой промежуток времени терапию возобновляют с применением метода зигзага – быстрого увеличения дозы.
Уделяется внимание и безопасности лекарственного средства. Дело в том, что многие психотические препараты выдают побочные реакции. Наиболее частые из них – упадок сил, отсутствие побуждения к действию, апатия, заторможенность, снижение двигательной активности. Все это носит название «поведенческая токсичность». К тому же существуют такие средства, которые несовместимы с другими медикаментами, применяемыми для лечения соматических заболеваний. Поэтому врач стремится назначать средства, максимально безопасные для здоровья пациента. Исключая также риск передозировки.
Метод введения препаратов зависит от состояния больного. Они могут быть назначены перорально (таблетки, сиропы, суспензии) или парентерально (внутримышечно). В период обострения прибегают к непрерывному их введению. В этом случае хороший эффект дают внутривенные или внутривенные капельные инъекции.
Классификация психофармакологических средств
Выбор препарата для лечения психических расстройств зависит от его симптоматики. Различают следующие группы психотических средств:
Антипсихотическое воздействие, седативный эффект, снижение выраженности психомоторных реакций, купирование чувства страха,
Психозы, тяжелые психические расстройства
Антидепрессивный и стимулирующий эффект, снимают тревожность и раздражительность. Устраняют апатию, повышают настроение. Нормализуют сон и аппетит.
Депрессии, биполярное расстройство, навязчивые состояния, невроз, коррекция сна.
Транквилизаторы или анксиолитики
Устраняют тревожность и страх, проявляют успокаивающий и расслабляющий эффект, снотворное и противосудорожное действие
Биполярное расстройство, депрессия, дистимия, шизотипическое расстройство
Снотворное, успокаивающее, расслабляющее
Нормализуют метаболизм в тканях головного мозга. Улучшают умственную деятельность. Возобновляют когнитивные функции
Приобретенное слабоумие, невротические расстройства
Активизация психической активности. Ускоряют мыслительные процессы, устраняют вялость и сонливость. Улучшают работоспособность, настроение.
Астенический синдром при различных психопатологиях
Психотерапия
На этапе выздоровления, снижения выраженности симптоматики и становления ремиссии наиболее эффективным методом коррекции психического состояния больного является психотерапия.
Выделяют несколько ее видов:
- индивидуальная;
- групповая;
- семейная.
На первых этапах работы с пациентом более действенной считается индивидуальная терапия. Она поможет наладить контакт с больным и снизить негативное отношение, если таковое имеется. На ее сеансах устанавливается интимная атмосфера и налаживаются доверительные отношения. Она дает возможность раскрыться пациенту, обсудить свою проблему со всех сторон.
Целью индивидуальной психотерапии является помочь человеку осознать свои планы на будущее, как можно быстрее их реализовать. Кроме этого, она позволяет скорректировать поведение пациента и обучить его новым поведенческим реакциям.
Существует множество разновидностей этого рода терапии:
- когнитивно-поведенческая;
- психоанализ;
- суггестивная;
- экзистенциальная;
- телесная;
- рациональная и т.д.
Особо выделяют когнитивно-поведенческую терапию, применяемую при множестве психических заболеваний. В ее основе лежит мнение о том, что психологические дисфункции человека связаны с его неправильными убеждениями и мыслями, а также стереотипным мышлением, которые отражаются на поведении больного. Но его можно скорректировать, благодаря поощрению желательных действий и игнорированием нежелательных.
Данный метод объединяет в себе 2 вида психической терапии: когнитивную и бихевиоральную. Его целью является донести до клиента ошибки его мышления и поведения, являющиеся причиной всех его бед.
- расстройства личности;
- аффективные расстройства;
- гипомания;
- невротические нарушения.
Применяется терапия и при обсессивно-компульсивных расстройствах. Как видно, такой метод лечения довольно деликатен, и позволяет решать проблему постепенно и осознанно.
Но не все идут подобным путем. Так, один американец, 19-ти лет от роду, имел навязчивую идею постоянно мыться. Однажды, не в силах больше терпеть своего поведения, решил вопрос кардинально: выстрелил себе в голову. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Парень не умер, а только лишь задел ту часть мозга, которая была в ответе за его навязчивость. После этого жизнь юноши полностью нормализовалась, а патология больше не возвращалась.
Примечание: такой метод лечения патологии является совершенной случайностью. Повторять не рекомендуется!
Семейная и групповая психотерапия
Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.
Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.
Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.
Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.
Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.
Помощь на дому
После выписки из стационара или при условии легкого течения заболевания пациент может получать терапию дома.
Амбулаторное лечение включает в себя два варианта:
- консультативно-лечебную помощь;
- диспансерный учет.
Консультативно-лечебная форма является добровольной и оказывается пациентам в случае, когда они сами обратились за помощью. Больные имеют на это право всегда, когда чувствуют потребность. Такой формат отношений устанавливается при легком расстройстве и благоприятном прогнозе. В эту также группу могут попасть пациенты со стойкой ремиссией.
Больные при консультативно-лечебной форме помощи имеют минимальные ограничения. У них отсутствует возможность поступить на контракт в армию, работать в силовых структурах или состоять на государственной службе.
Диспансерный учет – это принудительная форма амбулаторной помощи. Человек обязан регулярно посещать участкового врача-психиатра или же медик приходит к нему. Как правило, такому наблюдению подлежат пациенты с хроническими расстройствами, сопровождающиеся тяжелыми проявлениями. Чаще всего это нарушения с бредом и галлюцинациями. А также те расстройства, которые дезадаптируют человека в обществе.
Такие больные лишены возможности получить водительские права или разрешение на хранение оружия. Им противопоказана работа с детьми, особо опасные профессии и материально ответственные должности, госслужба. Трудовые ограничения устанавливаются на 5 лет, после чего могут быть пересмотрены.
Если у пациента 3 года наблюдается стойкая ремиссия, с него снимают диспансерное наблюдение, но при условии, что он на протяжении всех этих лет регулярно посещал врача.
Психические расстройства затрагивают самые разные структуры нашей психики. И ее лечение – длительный и трудоемкий процесс. Он требует немалых усилий и терпения. Но, подходя к вопросу комплексно и со всей ответственностью, это наверняка позволит достичь положительных результатов или обрести полную гармонию с самим собой.
Расстройства поведения — симптомы и лечение
Что такое расстройства поведения? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Чибиковой Евгении Юрьевны, психиатра со стажем в 8 лет.
Над статьей доктора Чибиковой Евгении Юрьевны работали литературный редактор Елизавета Цыганок , научный редактор Ольга Чубан и шеф-редактор Маргарита Тихонова
Определение болезни. Причины заболевания
Расстройство поведения (Conduct disorder) — это психические нарушения у детей и подростков, при котором они постоянно нарушают общественные нормы и правила. Основные черты этого расстройства: агрессивное поведение по отношению к другим людям, животным или вещам, обман, воровство или другие серьёзные нарушения правил [2] . В отличие от обычного непослушания, связанного с возрастными особенностями, симптомы расстройства поведения длятся от 6 месяцев и дольше.
Распространённость расстройства поведения
Согласно данным мета-анализа распространённости психических расстройств, расстройства поведения встречаются у 2,1 % подростков [3] . Количество задокументированных случаев расстройства поведения умеренно увеличивалось во второй половине XX века, причём максимальный прирост пришёлся на три послевоенных поколения. Это может быть связано с тем, что люди чаще начали обращаться к специалистам (психиатрам и психологам) [10] .
В США пик заболевания расстройством поведения пришёлся на 90-е годы XX-го века и был связан с изменениями во внутренней политике государства, главным образом — с продажей оружия и распространением психоактивных веществ [11] .
Точных статистических данных по расстройству поведения в СССР и России нет. Это связано с тем, что раньше в отечественной практике применялись другие термины, в частности «психопатоподобное поведение» и «патохарактерологическое развитие личности». Однако их нельзя полностью сопоставить с актуальной терминологией МКБ-10 (Международной классификации болезней 10-го пересмотра).
Ранее предполагалось, что распространённость этого психического расстройства зависит от социального класса, но более поздние исследования это не подтвердили [4][12]. Развитие расстройства встречаются у детей как из бедных, так и из богатых семей, поэтому социальный класс лишь незначительно влияет на развитие расстройства [13].
Причины расстройства поведения
Принято считать, что причина формирования расстройства поведения включает в себя несколько факторов: генетику, окружающую среду и семью.
Главным генетическим фактором, который приводит к повышенной агрессивности, считается мутация гена МАОА, ассоциированного с нарушениями поведения [14] . Генную мутацию провоцируют нарушения со стороны биологически активных веществ, которые влияют на зоны мозга, ответственные за эмоции и поведение.
Однако одной лишь мутации гена недостаточно для развития симптомов болезни. При расстройстве поведения большую роль играет множество средовых и семейных факторов. Их можно поделить на четыре группы:
- биологические: повреждения и заболевания мозга (черепно-мозговые травмы, инфекции, например энцефалит, менингит и пр.), осложнения при беременности и родах (гипоксия, преждевременные роды);
- индивидуальные: низкий уровень интеллекта, импульсивность и гиперактивность, нарушение внимания и речи, расстройства школьных и учебных навыков, например задержка речевого развития, логопедические нарушения и т. д.;
- семейные: антисоциальное поведение родителей (например, злоупотребление алкоголем), домашнее насилие, воспитание родителем-одиночкой, жестокое обращение и очень строгая дисциплина, недостаточная или избыточная опека, гиперконтроль, депрессия у матери и наступление материнства до 18 лет;
- социальные и школьные: низкий уровень дохода семьи, влияние агрессивных сверстников и сверстников с нарушениями поведения, отвержение одноклассниками, травля и проживание в криминальных районах.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы расстройства поведения
Всё многообразие симптомов расстройства поведения можно объединить в четыре основные группы:
- Агрессивное поведение — включает драки, издевательства, жестокость по отношению к другим людям или животным, использование оружия и принуждение к интимным отношениям. То есть это такое поведение, при котором ребёнок целенаправленно причиняет вред другому человеку.
- Деструктивное поведение — проявляется в умышленной порче чужой собственности, например с помощью поджога или осквернения.
- Обманчивое поведение — заключается в неоднократной лжи, краже в магазинах, чужих домах или автомобилях. Речь идёт о ситуациях, когда ребёнок постоянно обманывает других ради собственной выгоды.
- Нарушение правил — включает в себя нарушение общепринятых правил (например, пропуск школы) или поведение, не соответствующее возрасту (например, побег из родительского дома). Ребёнок может зло шутить над учителем или одноклассниками, а также проявлять сексуальную активность в очень раннем возрасте ( полностью физиологическая и половая зрелость у мальчиков наступает примерно к 16 – 17 годам, а у девочек – к 15 – 16 годам ).
Любое действие со стороны окружающих людей воспринимается детьми и подростками с расстройством поведения как угроза, а чужие успехи и позитивные чувства не только им не понятны, но и служат дополнительным поводом для гнева и ощущения неудовлетворённости. Например, усыновлённый из детского дома 11-летний ребёнок разбивает подаренный ему ноутбук и говорит приёмной матери, что он это сделал, чтобы она больше никого не усыновляла и ему не пришлось делиться.
Дети с расстройством поведения часто проявляют несвойственную для этого возраста преднамеренную жестокость. У них снижено чувство сострадания. Р. Хаэр, один из крупнейших исследователей в области патологии личности и автор книги «Лишённые совести», приводит яркий пример подобного поведения:
Другой [. ], отсиживавший срок за мошенничество, рассказал, что в детстве он набрасывал петлю на шею кота, привязывал другой конец верёвки к верхушке шеста и бил животное теннисной ракеткой так, что оно летало вокруг шеста. Он рассказал, что его сестра выращивала щенков и он убивал тех, которые ей не нравились. «Я привязывал их к ограде и отрабатывал на них удар битой», — говорил он с улыбкой на лице [16]
Дети без диагноза «расстройство поведения» также могут воровать, врать или вести себя агрессивно, например враждебно относиться к младшим братьям или сёстрам (чаще всего новорождённым), потому что они не хотят делить с ними внимание родителей. Разница в том, что это единичные временные эпизоды. Как правило, дети сами понимают, что ведут себя неправильно, или им достаточно поговорить с родителями, чтобы такие ситуации больше не повторялись.
Патогенез расстройства поведения
Нейробиологические исследования позволили сделать вывод, что расстройство поведения — не просто последствие влияния неблагоприятных семейных и социальных факторов. Это более сложный комплекс взаимодействия генетических и эпигенетических факторов (они регулируют активность генов, но не изменяют первичную структуру ДНК). Результатом такого взаимодействия становятся нейробиологические изменения, влияющие на структуру мозга. Таким образом, мозг пациента с расстройством поведения отличается от мозга людей, не страдающих какими-либо психическими расстройствами.
Результаты МРТ показали, что у подростков с расстройством поведения орбитофронтальная кора головного мозга (участок, задействованный в принятии решений) была толще, чем у детей без признаков каких-либо расстройств психики. Кроме того, у пациентов с расстройством поведения височная доля, которая отвечает за память, анализ речевых звуков и восприятие вкусов и запахов, также оказалась более плотной, чем у людей с нормальным поведением [17] .
Эти качественные и количественные изменения структур мозга способствуют нарушению работы психики, в том числе поведения.
Классификация и стадии развития расстройства поведения
Расстройство поведения включает в себя несколько подтипов [18] . Общими для них являются вышеприведённые симптомы, однако существуют и индивидуальные различия.
Классификация по МКБ-10
F91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи
Для этого расстройства характерно то, что нарушения поведения проявляются только дома в общении с семьёй и её ближайшим окружением. Дети с расстройством поведения, ограничивающимся рамками семьи, могут воровать (как правило, только у кого-то из родственников) или портить домашние вещи.
Также под определение расстройства поведения, ограничивающегося рамками семьи, попадают проявления деструктивного поведения. Такие дети ломают игрушки или украшения, рвут обувь и одежду, режут мебель или портят ценное имущество. При этом все вышеперечисленные проявления «нацелены» на кого-то из членов семьи.
С людьми вне дома, например в школе, дети общаются нормально.
F91.1 Несоциализированное расстройство поведения
При этом типе расстройства поведения дети склонны к физической агрессии, чрезмерной драчливости и жестокости по отношению к сверстникам. Они ко всем относятся враждебно и предпочитают ни с кем не общаться. Вся их коммуникация сводится к словесной брани. Такие дети не слушаются взрослых и ведут себя с ними очень нагло.
Типичны постоянная ложь, прогулы уроков и вандализм. У детей нарушены социальные связи: они не могут нормально общаться ни со сверстниками, ни со старшими по возрасту, часто замкнуты и сами изолируют себя от общества. Для детей с такой патологией характерна низкая самооценка. Детям кажется, что все вокруг желают им зла, поэтому они используют агрессию как механизм психологической защиты.
Недостаточная социальность проявляется не только в чрезмерной агрессивности, но и сексуальной расторможенности, например дети начинают говорить о сексе без добровольного согласия собеседника, демонстрировать половые органы и/или демонстративно раздеваться (в том числе в виртуальном формате, например отправлять фото своих интимных мест другим людям), а также принуждать к половому акту.
В беседах такие дети обычно держатся вызывающе. При попытках помочь отрицают проблемы с поведением или пытаются оправдать себя, обвиняя других. Они не могут адаптироваться в социуме и спокойно общаться со сверстниками.
F91.2 Социализированное расстройство поведения
При этом типе расстройства поведения симптомы проявляются в подростковом возрасте. Такие дети обычно нормально развиваются и в раннем детстве ведут себя послушно. Позже их успеваемость в школе снижается. Незначительные или малозначительные эпизоды нарушения поведения сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, например раздражительностью, перепадами настроения и истериками.
Часто они совершают преступления вместе с компанией друзей. Именно эту компанию обвиняют родители, не допуская мысли о том, что необходимо изменить семейные установки и обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. Если родители не готовы принимать ответственность за поведение своих детей, их место постепенно занимают друзья.
Дети с социализированным расстройством поведения полностью преданы той компании, в которой находятся. Они вместе прогуливают школу, совершают преступления и антисоциальные поступки, например воруют или избивают людей или животных.
Среди прочих симптомов встречается агрессия, направленная на окружающих, и акты вандализма. Дети с этим расстройством общаются со сверстниками, но в основном с теми, кто нарушает закон .
F91.3 Оппозиционно-вызывающее поведение
Этот тип расстройства в наибольшей степени характерен для детей 9–10 лет. Пациенты с оппозиционно-вызывающим расстройством часто спорят со взрослыми или сверстниками, специально их дразнят или раздражают, ругаются, сердятся, возмущаются и не выполняют их требования. Это расстройство почти всегда проявляется дома или в школе среди хорошо знакомых людей.
Дети обвиняют в своих ошибках и трудностях окружающих или оправдывают их тяжёлыми обстоятельствами. Причём такое поведение причиняет больше неприятностей окружающим, чем самим детям.
В типичных случаях дети с оппозиционно-вызывающим поведением ведут себя провокационно, вызывающе или враждебно. Это расстройство не даёт им возможности выстроить нормальные взаимоотношения с другими людьми, поэтому зачастую у них нет друзей.
Однако такие дети не нарушают законы и основные права других: они не дерутся, не воруют и не портят чужие вещи.
Осложнения расстройства поведения
Если расстройство поведения не лечить должным образом, возможно появление осложнений, которые можно условно поделить на две группы: те, которые связаны непосредственно с психическим здоровьем, и социальные последствия.
К психическим осложнениям относится антисоциальное расстройство личности (ранее для его обозначения использовался термин «социопатия»). Пациенты с таким диагнозом проявляют импульсивность и жестокость во всех сферах жизни, не чувствуя за собой вины. Люди с такой патологией практически полностью теряют способность приспособиться к жизни в обществе, в связи с чем часто попадают в тюрьму.
Также у больных с нелеченным расстройством поведения часто появляется игромания, алкогольная или наркотическая зависимость с соответсвующими осложнениями.
Проблемы с поведением в детстве создают дополнительный риск развития социальных последствий во взрослом возрасте, связанных с отсутствием образования, работы и достаточного количества финансов. Кроме того, доказано, что люди с диагностированным расстройством поведения чаще совершают насильственные преступления, после чего попадают в тюрьму.
Также часто возникают проблемы с физическим здоровьем, включая травмы, инфекции, передаваемые половым путём, и приобретённые иммунодефицитные состояния [7] [8] [9] .
Диагностика расстройства поведения
Диагноз «расстройство поведения» (любой из его подтипов) может поставить только детский врач-психиатр. Если у психиатра возникают подозрения о наличии какой-либо соматической или неврологической болезни, он направляет ребёнка на соответствующие анализы и/или на консультацию к педиатру или неврологу.
При наличии соответствующих показаний, например при любых поражениях мозга или нарушении развития и поведения у детей, невролог может порекомендовать пройти электроэнцефалографию. Её проводят, чтобы исключить патологический синдром, при котором время от времени возникают приступы агрессивного поведения и другие подобные приступы.
Нарушения поведения также могут протекать на фоне болезней эндокринной системы, например феохромоцитомы, поэтому ребёнка могут направить к эндокринологу.
Если все «непсихиатрические» причины исключены, врач-психиатр ставит диагноз после беседы с родителями или опекунами ребёнка, самим ребёнком и другими людьми, которые участвуют в его воспитании. Также доктор может попросить педагогов составить на ребёнка характеристику.
Для того чтобы поставить диагноз «расстройство поведения», необходимо наличие как минимум трёх из нижеприведённых симптомов, которые должны присутствовать не менее шести месяцев:
- повторяющийся факт воровства;
- побеги из дома и детдома на всю ночь не менее двух раз или побег из дома один раз без возвращения (в случае проживания с родителями или опекунами);
- частая ложь (за исключением тех случаев, когда лгут во избежание физического или сексуального наказания);
- намеренное участие в поджогах;
- частые пропуски уроков без уважительной причины, влияющие на успеваемость;
- частые и тяжёлые вспышки гнева, которые спровоцированы незначительной или малозначительной причиной и приносят вред самому ребёнку и окружающим;
- намеренное проникновение в чужой дом или машину с порчей чужой собственности;
- физическая жестокость по отношению к животным;
- принуждение кого-либо к сексуальным отношениям;
- применение оружия более одного раза, инициирование драк;
- воровство после борьбы (например, ударил и выхватил кошелёк или вымогал деньги, угрожая оружием);
- физическая жестокость по отношению к людям;
- вызывающее провокационное поведение и постоянное непослушание [15] .
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику необходимо проводить со следующими расстройствами:
- гиперкинетическим расстройством (или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, СДВГ);
- реакцией адаптации на внешние стрессоры;
- расстройством настроения (депрессией и биполярным аффективным расстройством);
- расстройством аутистического спектра;
- субкультурной девиантности.
Гиперактивность характеризуется импульсивностью, невнимательностью и чрезмерной активностью. Каждый из этих трёх симптомов может быть ошибочно истолкован как антисоциальное поведение, особенно импульсивность, которая может проявиться при расстройстве поведения. Однако для СДВГ не характерны симптомы нарушений поведения (например, воровство, поджоги или побеги). Дети с СДВГ более критичны к своему поведению, за которое они могут попросить прощение. Причина регулярного повторения эпизодов неприемлемого поведения при гиперактивности — недостаточный контроль над импульсами или проблема с вниманием, а не истинное протестное поведение.
Реакцию адаптации на внешние стрессоры диагностируют в тех случаях, когда она возникает сразу после воздействия установленного психологического стрессора. Таким стрессором может оказаться развод, тяжёлая утрата, насилие или усыновление. Но главным отличительным признаком адаптивной реакции является время: симптомы при этом возникают через 1–3 месяца после появления стрессора и сохраняются не дольше 6 месяцев после того, как стрессор или его последствия перестают влиять на ребёнка
Для депрессии, особенно в подростковом возрасте, характерна раздражительность и протестное поведение, но ключевым фактором является сниженное настроение, которое может сопровождаться тревогой, боязливостью, навязчивыми мыслями и/или действиями и другими специфическими фобиями. При депрессии также возможно состояние, при котором окружающий мир кажется нереальным.
У детей и подростков с депрессией на первый план могут выходить оппозиционное поведение, грубость или отказ от любых занятий, даже любимых. Но более тщательный расспрос показывает, что главная причина такого поведения — сниженное настроение, апатия или ощущение бессилия, характерные для депрессии.
Биполярное аффективное расстройство на ранних этапах отличить сложнее, так как оно может проявляться демонстративным поведением и раздражительностью в сочетании с противоправными действиями. Заниженная самооценка — нормальное явление при расстройстве настроения, равно как и отсутствие друзей или творческого досуга.
Систематические исследования показывают, что примерно у трети детей с расстройством настроения наблюдаются депрессивные или другие эмоциональные симптомы, например длительные снижения настроения, заниженная самооценка, склонность к самоповреждению, нарушения сна, аппетита и работоспособности. Поэтому расстройства настроения часто можно спутать с расстройством поведения.
Расстройства аутистического спектра (РАС) среди прочего могут проявляться вспышками агрессии, сильного раздражения и деструктивного поведения. Зачастую именно они служат поводом для направления к психиатру. Однако при более тщательном опросе и обследовании врач выявляет и другие симптомы РАС. Среди них выделяют стереотипное поведение, малоконтактность, ограниченный круг интересов и занятий, а также отставание в умственном развитии, чего не наблюдается при расстройстве поведения.
Субкультурная девиантность присуща подросткам, когда они не проявляют агрессию, но носят эпатажную одежду или вызывающий макияж, который демонстрирует их принадлежность к определённой субкультуре. Как правило, они спокойно общаются внутри этой группы сверстников. Члены такой компании могут иногда злоупотреблять психоактивными веществами или, к примеру, заниматься мелким воровством в магазинах. Если анализировать такое поведение поверхностно, то в МКБ-10 оно попадает под категорию несоциализированного расстройства поведения. Но мировое психиатрическое сообщество считает, что такую формую поведения нельзя считать сугубо психиатрическим симптомом, иначе расстройство поведения диагностировали бы у 1/3 всех подростков, что довольно много. Поэтому при постановке диагноза рекомендуют использовать американский классификатор DSM, так как он позволяет диагностировать подобные расстройства более точно [4] .
Лечение расстройства поведения
Тактика лечения расстройства поведения зависит от ряда факторов, например возраста пациента или степени тяжести расстройства.
Чёткой градации степеней тяжести расстройства поведения нет. Её условно определяют по комплексу некоторых субъективных факторов:
- проблемы в общении с людьми , непонимание реальности окружающего мира;
- степень вреда для окружающих;
- общественная опасность;
- помощь семьи при амбулаторном или домашнем лечении;
- необходимость госпитализации.
Иногда родители отказываются от терапии, когда понимают, что причина антисоциального поведения ребёнка напрямую связана с ними, поэтому готовность пациента и его родителей или опекунов участвовать в лечении также имеет большое значение.
Наиболее эффективными методами терапии расстройства поведения являются семейная, когнитивно-поведенческая (КПТ) и медикаментозная терапия.
Семейная терапия направлена на изменение правил взаимодействия внутри семьи и восстановление комфортного общения между родственниками.
Когнитивно-поведенческая терапия учит управлять гневом, контролировать импульсы и выбирать более безопасные способы выражения негативных эмоций.
Медикаментозная терапия
Лекарственное лечение не является альтернативой психотерапии, а лишь служит дополнением к ней. Кроме того, ни один из препаратов не утверждён официально для лечения нарушений поведения и не может быть рекомендован в качестве терапии «первой линии». Тем не менее, медикаменты могут назначить при выраженной агрессивности, импульсивности и резких перепадах настроения.
По результатам Кокрейновского обзора, наибольшую эффективность против агрессивности и импульсивности показали нейролептик Рисперидон и препараты со стабилизирующим действием — производные вальпроевой кислоты и Карбамазепин. Чуть меньшую эффективность показали Атомоксетин (препарат, официально рекомендованный при дефиците внимания с гиперактивностью) и антидепрессанты (Сертралин, Флувоксамин, Флуоксетин) [19] . В России зарегистрированы все названные препараты.
Оптимальную дозу и продолжительность применения лекарственных средств врач назначает индивидуально. Медикаментозная терапия при расстройствах поведения обычно кратковременна (максимум несколько месяцев). Её используют, чтобы снизить остроту симптомов.
Прогноз. Профилактика
Как правило, разрушительное поведение прекращается в начале взрослой жизни (начиная с 20 лет), однако раннее начало связано с плохим прогнозом. Примерно в трети случаев проблемы сохраняются.
Научно доказано, что расстройство поведения в детстве может спровоцировать антисоциальное расстройство личности во взрослом возрасте. Кроме того, со временем расстройство поведения может привести к злоупотреблению психоактивными веществами, депрессивному расстройству, суицидальному поведению, трудностям с трудоустройством, ранней беременности и т. д. Исследования взрослых людей с различными психическими расстройствами показали, что от 24 до 60 % из них в детстве обнаруживали симптомы расстройства поведения [21] .
Профилактика расстройства поведения
Поскольку точное происхождение расстройства поведения неизвестно, универсальной профилактики, предотвращающей развитие болезни, не существует. Тем не менее своевременное обращение к детскому психологу при появлении первых признаков расстройства поведения и психообразовательные тренинги для родителей снижают риск развития болезни.
В США доказали эффективность сотрудничества семьи, школы и социальных служб. Такая общая поддержка помогает наладить контакт с родителями и избежать проблем в школе [20] .
В России не существует специальных программ поддержки, направленных на профилактику расстройств поведения. Психообразовательные мероприятия проводятся силами органов опеки и попечительства, школьной психологической службой и пр.
Симптомы психических расстройств
Психические расстройства – патологические состояния психики, которые влияют на мышление, чувства, настроение, поведение. Они могут быть краткосрочными (острыми) или длительными (хроническими). Данная патология влияет на способность общаться с социумом, функционировать в социальной, рабочей или семейной сфере.
Общая информация
Существует множество различных видов психических расстройств. По степени тяжести их различают на два класса – невротические (неврозы) и психотические (психозы). При расстройствах невротического уровня человек сохраняет критику к своему состоянию, предпринимает меры для решения проблемы. При заболеваниях психотического уровня больной часто не осознает, что есть серьезные трудности, не считает нужным лечиться.
Лечение следует начинать как можно раньше, тогда больше шансов, что больной справится со своими проблемами, будет находиться под надлежащим уходом, а болезнь не разовьется. Однако это очень трудная и не всегда выполнимая задача. Все потому, что часто невозможно распознать заболевание по первым симптомам. Больной также может не считать себя больным или тщательно маскировать свои симптомы.
Некоторые распространенные невротические расстройства включают:
- тревожные состояния (паническое, обсессивно-компульсивное расстройство, фобическое, генерализованное тревожное расстройства);
- нарушения аффекта (депрессия, биполярное расстройство);
- нарушения психики;
- расстройства пищевого поведения (булимия, анорексия, психогенное переедание).
Представители психотических состояний – расстройства личности, шизофрения.
Согласно статистическим данным:
- почти каждый пятый (19%) взрослый страдает той или иной формой нарушения в психической деятельности;
- каждый 24-й (4,1%) страдает психозом;
- каждый двенадцатый (8,5%) имеет расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.
Важно! Данная патология поддается лечению. Подавляющее большинство больных продолжают нормально функционировать в повседневной жизни.
Что такое психическое здоровье и болезнь?
Душевное здоровье включает:
- продуктивная деятельность (работа, учеба, уход за собой);
- конструктивные отношения с окружающими;
- способность адаптироваться к изменениям и справляться с невзгодами.
Психическое заболевание означает все поддающиеся диагностике отличия от условной нормы, включая:
- значительные изменения в мышлении, эмоциях, поведении;
- дистресс или проблемы с функционированием в социальной, рабочей, семейной среде.
Психическое здоровье – основа для полноценных эмоций, мышления, общения, обучения, устойчивости к стрессу, адекватной самооценки. Это ключ к продуктивным отношениям, личному и эмоциональному благополучию, участию в жизни сообщества.
Важно! Многие люди, страдающие данным заболеванием, не хотят говорить о проблеме. Но такими трудностями не стоит стыдиться. Это заболевание, такое же, как болезнь сердца или сахарный диабет. Расстройства поддаются лечению. Врачи постоянно расширяют понимание того, как работает человеческий мозг.
Доступны различные методы лечения, помогающие людям успешно справляться с психическими заболеваниями. Расстройства не делают различий. Оно может затронуть любого, независимо от возраста, пола, географии, дохода, социального статуса, расы и этнической принадлежности, религии и духовности, сексуальной ориентации.
Хотя заболевания могут возникнуть в любом возрасте, три четверти всех расстройств дебютируют до 24 годам. Нарушения психической деятельности принимают разные формы. Некоторые из них легкие, ограниченно мешают повседневной жизни, например, определенные фобии (ненормальные страхи). Другие состояния настолько серьезны, что человеку требуется оказание помощи в больнице.
Как диагностируется психическое расстройство?
Не всегда ясно, когда проблема с настроением или мышлением становится настолько серьезной, чтобы возникли опасения по поводу психического здоровья. Иногда, например, депрессивное настроение является нормальным, например, когда человек переживает потерю любимого человека. Но если подавленное состояние продолжает вызывать дистресс или мешает нормальному функционированию, индивиду полезна профессиональная помощь.
Семья или друзья могут заметить изменения или проблемы, которые человек не видит в себе. Некоторые психические расстройства связаны с соматическим недугом или имитируют его. Например, симптомы депрессии нередко связаны с заболеванием щитовидной железы. Поэтому диагностика обычно включает в себя полную оценку, включая физикальное обследование. Нередко требуются анализы крови, неврологические тесты.
Важно! Стигматизация заболеваний не позволяет многим людям обращаться за необходимым лечением. Проблемы с психическим здоровьем влияют на когнитивные, эмоциональные, социальные способности человека, но могут не соответствовать критериям заболевания. Иногда нарушения возникают в результате жизненных стрессоров. Такие сбои менее серьезны, чем психические заболевания. Они часто проходят со временем или при изменении жизненной ситуации. Однако, если проблемы сохраняются или усиливаются, они могут перерасти в психическое заболевание, и вам потребуется соответсвующие лечение.
Симптомы
Признаки того, что у человека нарушена психика различаются от вида, тяжести, длительности течения, обстоятельств жизни, факторов личности.
Примеры симптомов при психических расстройствах:
- чувство грусти, тоски, подавленности;
- спутанное мышление, отсутствие логики в рассуждениях;
- снижение способности концентрироваться и удерживать внимание;
- чрезмерные страхи, беспричинное беспокойство;
- сильное чувство вины;
- экстремальные смены настроения – взлеты и падения;
- отказ от контактов с друзьями;
- отсутствие интереса к деятельности;
- значительная усталость, быстрая утомляемость, низкий уровень энергии;
- проблемы со сном – трудности с засыпанием, тревожные сновидения, раннее пробуждение;
- оторванность от реальности (бред);
- галлюцинации;
- неспособность справиться с повседневными проблемами или стрессом;
- проблемы с пониманием и отношением к ситуациям, людям;
- злоупотребление алкоголем, прием наркотиков;
- значительные изменения в пищевых привычках;
- отсутствие или усиление полового влечения;
- чрезмерный гнев, враждебность;
- агрессия, жажда насилия;
- суицидальное мышление.
Стоит проконсультироваться с психиатром в следующих ситуациях:
- Необычное снижение уровня функционирования в школе, на работе, в общественной деятельности. Например, прекращение занятий спортом, неуспеваемость в школе, трудности с выполнением знакомых задач.
- Проблемы с мышлением. Трудности с концентрацией, памятью, логическим рассуждением, речью, которые трудно объяснить.
- Повышенная чувствительность к видам, звукам, запахам, прикосновениям. Избегание чрезмерной стимуляции органов чувств.
- Апатия. Потеря инициативы или желания участвовать в какой-либо деятельности.
- Чувство оторванности. Смутное чувство отдельности от себя или окружения. Ощущение нереальности происходящего.
- Нелогичное мышление. Необычные или преувеличенные убеждения о личных способностях понимать значения или влиять на события. Нелогичное или «волшебное» мышление, типичное для ребенка у взрослого человека.
- Нервозность. Страхи, подозрительность.
- Странное, нехарактерное, причудливое поведение.
Один или два симптома сами по себе не могут предсказать наличие заболевания, но указывают на необходимость дальнейшего обследования. Если человек испытывает несколько симптомов одновременно, нарушения вызывают серьезные проблемы со способностью учиться, работать, общаться, он должен быть осмотрен врачом. Людям с суицидальными мыслями, намерениями о причинении вреда другим лицам необходимо немедленное внимание.
Как распознать, что есть психическая проблема?
Дифференцировать, какое переживание или поведение нормально, а какое нет, может только грамотный специалист. Приведем пример. Гнев становится проблемой только тогда, когда он выходит из-под контроля, причиняет вред самому человеку или окружающим людям.
Это происходит, когда:
- субъект регулярно выражает свой гнев бесполезным или деструктивным поведением;
- эмоция оказывает негативное влияние на общее психическое и физическое здоровье;
- гнев становится основной эмоцией, блокируя способность чувствовать другие переживания;
- индивид не разработал здоровые способы выразить гнев.
- не все выражают гнев одинаково.
Некоторые способы, которые говорят, что существует проблема, включают такие расстройства:
- Внешняя агрессия и насилие. Например, крик, ругань, хлопанье дверями, удары, бросание предметов, физическое насилие, словесные оскорбления, угрозы по отношению к другим.
- Внутренняя агрессия. Например, когда человек говорит, что ненавидит себя, отказывает себе в основных потребностях (например, в еде), отгораживается от мира, причиняет себе вред.
- Пассивная агрессия. Например, игнорирование людей или нежелание разговаривать с ними, отказ от выполнения задач или преднамеренное выполнение заданий некачественно, с опозданием или в последнюю возможную минуту. Это саркастическое или угрюмое поведение, при этом человек не говорит ничего явно агрессивного или злого.
Точно также, страхи – нормальное состояние. Но тревога становится признаком психического нездоровья, если она влияет на способность вести полноценную жизнь.
Ситуация требует врачебного вмешательства, если:
- чувства беспокойства очень сильны или длятся в течение длительного времени;
- страхи или опасения несоразмерны ситуации;
- человек избегает ситуаций, которые могут вызвать волнение;
- страхи кажутся очень неприятными, их трудно контролировать;
- возникают тяжелые симптомы, например, панические атаки;
- субъекту трудно заниматься повседневной жизнью или делать то, что нравится.
Когда необходимо срочно обратиться к психиатру?
Если человек испытывает экстремальные ощущения, которые длятся долгое время, оказывают большое влияние на привычный образ жизни, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Не стоит затягивать с лечением и диагностикой расстройств.
Это могут быть следующие ситуации:
- Вы очень беспокоитесь о том, что люди как-то по-иному относятся к вам, и готовы сделать все, чтобы вас не покинули, раскритиковали, изгнали.
- Возникают сильные эмоции, которые длятся от нескольких часов до нескольких дней и могут быстро меняться (например, от чувства счастья и уверенности до внезапного чувства подавленности и грусти).
- Нет четкого представления о том, кто вы есть. Восприятие собственной личности может значительно меняться в зависимости от того, с кем вы находитесь.
- Очень трудно создавать и поддерживать стабильные отношения.
- Присутствует чувство опустошения большую часть времени.
- Вы действуете импульсивно, делаете то, что может навредить (например, переедаете, употребляете наркотики).
- Вы часто причиняете себе вред, испытываете суицидальные настроения.
- Присутствует сильное чувство гнева, которое очень трудно контролировать.
Веский повод обратиться к врачу – подозрение на диссоциативное расстройство.
Для этого состояния характерны следующие признаки:
- Каждое из состояний идентичности имеет разные модели мышления и отношения к миру.
- Состояния идентичности человека воспринимаются, как имеющие разный возраст и пол.
- Человек чувствует, что есть одна «основная» часть идентичности, которая больше всего похожа на «него» (идентичность хозяина).
- Различные части личности имеют воспоминания или переживания, которые противоречат друг другу.
- Субъект не помнит, что происходит, когда другая часть его личности становится контролирующей.
Знак, что требуется вмешательство психиатра – паранойя. Это мысли и чувства, будто человеку каким-то образом угрожают, даже если нет никаких доказательств. Параноидальные мысли также можно описать как бред. Существует множество различных видов угроз, которые могут напугать и беспокоить субъекта. Параноидальные мысли также могут быть преувеличенными подозрениями. Например, кто-то однажды сделал неприятный комментарий, и человек считает, что окружающие проводят кампанию против него.
Необходим визит в клинику и назначение лечения при наличии следующих симптомов:
- отсутствие интереса к вещам;
- чувство оторванности от своих эмоций;
- трудности с концентрацией внимания;
- желание избегать людей;
- галлюцинации, такие как восприятие голосов или видение вещей, которые другие не замечают;
- бред (твердые убеждения, которые другие не разделяют);
- дезорганизованное мышление и речь;
- нежелание следить за собой.
Иногда симптомы проявляются как физические проблемы, такие как боли в животе, спине, головные боли.
Важно! Суицидальные мысли и поведение характерны для некоторых психических заболеваний. Если вы думаете, что можете причинить себе вред или попытаться покончить жизнь самоубийством, немедленно обратитесь за помощью.
Если возникли какие-либо признаки заболевания, обратитесь к лечащему врачу. Большинство психических заболеваний не проходят сами по себе. Если их не лечить, состояние со временем ухудшится, появятся серьезные проблемы.
Какие болезни мы лечим
Лишь немногие частные психиатрические клиники Москвы предлагают действительно квалифицированное лечение столь обширного списка заболеваний, как это практикует наша клиника «Госпитальная».
Источник https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/psixoticheskie-syurprizyi-i-lechenie-psixiki
Источник https://probolezny.ru/rasstroystva-povedeniya/
Источник https://chastnaya-psihiatricheskaya-klinika-stacionar.ru/blog/simptomy-psikhicheskikh-rasstrojstv