Что такое эмоциональные расстройства?

Содержание

Что такое эмоциональные расстройства?

Эмоциональные расстройства

Аффективные расстройства– это группа психических нарушений, которые проявляются чрезмерным выражением естественных эмоций человека или нарушением их динамики (неустойчивостью либо тугоподвижностью). Об аффективных расстройствах говорят в случаях, когда эмоциональные проявления в целом изменяют поведение пациента и приводят к его серьезной дезадаптации.

Почему развиваются нарушения эмоций

На сегодняшний день существует несколько теорий возникновения аффективных расстройств. Каждая из них имеет право на свое существование, однако единой достоверной теории нет.

Генетическими причинами эмоциональных нарушений может являться аномальный ген в 11 хромосоме. Ученые предполагают наличие рецессивной, доминантной, а также полигенной форм аффективных расстройств.

Нейроэндокринные причины заключаются в нарушениях работы гипоталамо-гипофизарной системы, лимбической системы и эпифиза. При этом происходят сбои ритма выброса либеринов, стимулирующих синтез и поступление в кровь гормонов гипофиза, и мелатонина, регулирующего суточные ритмы. В результате наблюдается изменение целостной ритмики организма, включая ритм сна/бодрствования, еды, сексуальной активности.

Стрессы (негативный или дистресс и позитивный или эустресс) также могут приводить к развитию аффективных расстройств. Стрессы отрицательно влияют на организм, вызывая его перенапряжение с последующим истощением, а также способствуют возникновению депрессии у конституционально предрасположенных личностей. Наиболее существенными стрессорами являются смерть ребенка, супруги/супруга, ссоры и утрата экономического статуса.

Классификация аффективных расстройств

1) Единичный депрессивный эпизод
2) Единичный маниакальный эпизод
3) Биполярное аффективное расстройство
4) Рекуррентное депрессивное расстройство
5) Хронические расстройства настроения

6) Тревожные расстройства

— Паническое расстройство
— Генерализованное тревожное расстройство
— Агорафобия
— Социальные фобии
— Специфические (изолированные) фобии

7) Соматоформные расстройства
8) Стрессовые расстройства
9) Возрастные расстройства эмоционального спектра

Единичный депрессивный эпизод (F32)

Что такое эмоциональные расстройства?

Чаще всего депрессивный эпизод развивается в возрасте от 20 до 40 лет и длится не менее 2 недель. Этому способствуют такие факторы, как снижение социального уровня, развод у мужчин, послеродовый период у матерей-одиночек, смерть родственников, семейная история суицидов, личностные качества (совестливость, тревожность и усердие), гомосексуальность, проблемы сексуального удовлетворения, другие стрессорные события. Помимо генетической предрасположенности, в возникновении депрессии существенную роль играют утрата социальных контактов и культивирование в семье беспомощности в период стресса.

У пациентов снижается настроение, энергичность, замедляется мышление. Им трудно запоминать и сосредотачивать на чем-то свое внимание, что приводит к ухудшению успеваемости в учебе и работе. Особенно это заметно у школьников в пубертатном периоде и у людей среднего возраста, занимающихся интеллектуальным трудом. Физическая активность также изменяется в сторону заторможенности (вплоть до ступора). Иногда такое поведение воспринимается как леность. Дети и подростки в состоянии депрессии могут быть агрессивными и конфликтными.

Снижаются уверенность в собственных силах и самооценка. Эти ощущения заставляют пациента отдалиться от близких людей и усиливают чувство его неполноценности. Появляются идеи виновности и самоуничижения, окружающий мир воспринимается в холодных и мрачных тонах, время тянется чрезмерно долго и тягостно. Пациент прекращает обращать на себя внимание. Его беспокоят различные сенестопатические и ипохондрические переживания. В результате возникают идеи и действия, связанные с аутоагрессией: самоповреждением и суицидом.

Суицид – опасное последствие депрессии

Согласно данным психиатров около 80% пациентов, страдающих депрессией, задумывались о совершении самоубийства. Около четверти из них во время депрессивного эпизода совершают, как минимум, одну попытку суицида, а у 15% она заканчивается самоубийством. Попытка самоубийства в психиатрии приравнивается к инфаркту миокарда в кардиологии: больному обязательно необходима срочная госпитализация в специализированное учреждение. Если человеку, решившему покончить жизнь самоубийством, не удалось довести до конца задуманное, это не значит, что опасность для его жизни миновала.

На протяжении всего периода, когда пациент находится в депрессивном состоянии, риск возникновения попытки суицида слишком велик. Именно поэтому в течение всего времени лечения депрессии вплоть до полного исчезновения депрессивного эпизода больному следует находиться в таком месте, где возможности повторного совершения самоубийства сведены к минимуму. Это можно обеспечить исключительно в условиях стационара. Также необходим обязательный присмотр за пациентом сразу после его выписки из специализированного учреждения, особенно в случае, когда у больного остались мысли о суициде.

Единичный маниакальный эпизод (F30)

Единичный маниакальный эпизод обычно проявляется повышением настроения, ускорением мышления, а также психомоторным возбуждением. Пациенты улыбаются, ни на что не жалуются, считают себя абсолютно здоровыми. Они оптимистично настроены, с пренебрежением относятся к трудностям и отрицают все возможные проблемы. Их речь быстрая, скачущая, при выраженной мании напоминает «словесную окрошку». Пациенты переоценивают собственные способности, считают себя привлекательными, постоянно восхваляются якобы имеющимися у них талантами.

Много внимания они придают своему внешнему виду, очень часто украшают себя медалями и различными значками. Женщины пользуются чрезмерно яркой косметикой, с помощью одежды стараются подчеркнуть собственную сексуальность. Они растрачивают деньги, приобретая бесполезные товары. Такие пациенты активны, суетливы. Для восстановления сил им требуется крайне мало времени. Несмотря на то, что пациенты доставляют множество неудобств окружающим, для здоровья и жизни других людей они не представляют никакой угрозы.

Классификация маниакальных эпизодов

В зависимости от степени выраженности, маниакальный эпизод проявляется в форме гипомании, мании без психотических симптомов, а также мании с психотическими симптомами. Гипомания (F30.0) – это мания легкой степени, характеризующаяся продолжительными выраженными изменениями настроения и поведения. Она не сопровождается бредовыми идеями и галлюцинациями.

При мании без психотических симптомов (F30.1) изменяется социальное поведение пациента, которое проявляется в неадекватных поступках. Психотические симптомы отсутствуют. Мания с психотическими симптомами (F30.2) – это выраженная мания, характеризующаяся маниакальным возбуждением и яркой скачкой идей. В клинике появляются вторичные бредовые идеи величия, высокого происхождения, ценности, гиперэротичности, возможны галлюцинаторные оклики или «голоса».

Биполярное аффективное расстройство (F31)

Ранее биполярное аффективное расстройство квалифицировалось как маниакально-депрессивный психоз. Для данной патологии характерны повторные (более двух) эпизоды, во время которых существенно нарушаются настроение и моторная активность (от депрессивной заторможенности до маниакальной гиперактивности). Экзогенные факторы обычно не оказывают существенного влияния на ритмичность.

Приступы имеют некоторую сезонность, чаще всего обострения наблюдаются весной и осенью, хотя встречаются также и индивидуальные ритмы. Маниакальные состояния продолжаются от одного до четырех месяцев, продолжительность депрессий составляет от одного месяца до полугода. Продолжительность интермиссий составляет в большинстве случаев от полугода до 2-3 лет. По мере прогрессирования патологии возможно социальное снижение.

Рекуррентная депрессия (F33)

Что такое эмоциональные расстройства?

Рекуррентная депрессия характеризуется повторными депрессивными эпизодами различной степени тяжести (легкой, умеренной или тяжелой). Межприступный период продолжается более двух месяцев. В течение этого времени отсутствуют какие-либо значимые аффективные симптомы. Эпизод длится, как правило, от 3 месяцев до 1 года. Чаще наблюдается у женщин. Приступы депрессии обычно удлиняются к позднему возрасту. Достаточно отчетливо просматривается сезонный или индивидуальный ритм. Клинические проявления рекуррентной депрессиианалогичны эндогенным депрессиям. Существенное влияние на степень тяжести заболевания оказывают дополнительные стрессы.

Хронические расстройства настроения (F34)

Данные психические нарушения имеют, как правило, хронический и неустойчивый характер. Каждый из эпизодов недостаточно глубок для того, чтобы отнести его к гипомании или легкой депрессии. Хронические расстройства настроения наблюдаются годами. Иногда длятся в течение всей жизни пациента. Очень часто их могут усугублять различные жизненные события, а также стрессы. Различают циклотимию, дистимию и другие хронические аффективные расстройства.

Циклотимия (F34.0)

О циклотимии говорят в случае, когда имеет место сезонное колебание настроения в течение не менее двух лет. При этом наблюдается чередование периодов субдепрессии и гипомании, промежуточные периоды нормального настроения могут присутствовать или отсутствовать. Аффективные эпизоды при циклотимии протекают относительно легко. Умеренные и тяжелые формы аффективных эпизодов всегда отсутствуют. Возможны эпизоды «избыточного веселья», чаще всего они имеют место после злоупотребления алкогольными напитками.

Дистимия (F34.1)

Дистимия возникает у людей, относящихся к конституционально-депрессивному типу личности. Пациенты, страдающие данной патологией, пессимистичны, плаксивы, задумчивы, малообщительны. Депрессивное настроение сохраняется в течение не менее 2 лет. Оно может быть постоянным или периодическим. Длительность нормального настроения при этом редко превышает несколько недель. При дистимии уровень депрессии, как правило, ниже, чем при рекуррентном расстройстве легкой степени тяжести.

Другие хронические расстройства настроения (F34.8)

В эту категорию включены хронические аффективные расстройства, которые характеризуются недостаточной выраженностью или продолжительностью для соответствия критериям дистимии или циклотимии. Также их невозможно отнести к депрессивному эпизоду легкой или среднетяжелой степени тяжести. Кроме этого, сюда относятся некоторые разновидности депрессии, которые тесно связаны со стрессом.

Тревожные расстройства

В группу тревожных расстройств принято относить следующие патологии: паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, социальную фобию, агорафобию, изолированные фобии, а также расстройства, вызванные психическим стрессом.

Паническое расстройство (F41.0)

Паническое расстройство(панические атаки) возникает, как правило, в 20-25-летнем возрасте и характеризуется возникновением панических приступов ужаса, не связанных с какими-либо внешними раздражителями (их оценивают, “как гром среди ясного неба”). Длительность приступов составляет от 5 минут до получаса. Ужас во время панических приступов бывает настолько сильным, что больные не понимают где они и кто они. Пациенты боятся сойти с ума, боятся задохнуться и умереть, поэтому часто стараются спастись бегством.

Некоторые делают попытки предотвратить наступление приступов с помощью различных психотропных средств и алкогольных напитков. Обычно приступы паники возникают в ситуациях, когда у человека ограничена свобода передвижения или когда, по его мнению, неоткуда ждать помощи. При постоянном стрессе частота приступов увеличивается. Примерно у трети пациентов приступы возникают во время сна. Это связано с увеличением в крови уровня углекислого газа.

Генерализованное тревожное расстройство (F41.1)

Главная черта генерализованного тревожного расстройства – это чрезмерная длительно сохраняющаяся тревога, постоянно поддерживающаяся беспокойством и тревожными ожиданиями. Обеспокоенность появляется по различным поводам, которые не связаны друг с другом. Как правило, пациенты, страдающие данным расстройством, осознают чрезмерность своей обеспокоенности и невозможность самостоятельно справиться с данным расстройством. При этом считают, что именно так и должно быть.

Социальные фобии (F40.1)

Социальные фобии представляют собой немотивированный страх исполнения общественных действий (к примеру, выступлений на публике), действий, которые сопровождаются вниманием со стороны посторонних лиц или просто общения с незнакомыми лицами, а также лицами противоположного пола. Основным переживанием у пациентов, страдающих социофобией, является страх оказаться в центре внимания, в неловком или унизительном положении.

Читать статью  Психотические сюрпризы и лечение психики

Агорафобия (F40.0)

Под термином «агорафобия» подразумевают не только страх открытых пространств, но и любых ситуаций, в которых больной ощущает себя одиноким, из которых нельзя быстро выбраться и вернуться в безопасное место. Обычно она развивается у пациентов, страдающих паническим расстройством или тех, у кого в прошлом имели место единичные панические приступы. Страдающие агорафобией стараются всегда оставаться дома, избегают толпы, любых поездок и не осмеливаются покидать дом без сопровождения кого-то из близких людей.

Специфические (изолированные) фобии (F40.2)

Что такое эмоциональные расстройства?

Приступы тревоги при специфической фобии развиваются вследствие контакта с некоторыми специфическими для каждого пациента ситуациями или объектами. Самыми частыми раздражителями выступают насекомые и животные (пауки, мыши и др.), такие явления природы, как ураган, гроза и т.п., вид крови, а также различные обстоятельства (поездка в лифте, полет в самолете и др.)

Соматоформные расстройства (F45)

Для данной группы расстройств характерно наличие повторно возникающих физических признаков различных заболеваний с постоянными требованиями проводить детальные медицинские обследования. При этом дополнительные исследования имеют отрицательные результаты, и врачи выдают заключение об отсутствии физической основы для возникновения имеющихся жалоб. Пациенты ведут себя истерически, стараются привлечь внимание, негодуют из-за невозможности убедить медицинских работников в физической природе своей болезни и в необходимости продолжать дальнейшие осмотры и обследования.

Стрессовые расстройства (F43)

В данную группу включены расстройства, которые возникли в результате очевидного влияния провоцирующих факторов. К таким факторам относится острый тяжелый стресс или продолжительное травмирование. Продолжительные неприятные обстоятельства или стрессовые события выступают первичной либо преобладающей причиной, без влияния которой расстройство не могло бы возникнуть.

Возрастные расстройства эмоционального спектра

Аффективные расстройства могут возникнуть на различных этапах жизненного пути человека. У женщин в этом отношении принято считать критическим возрастом период пубертата, послеродовый период, климактерический период. У мужчин риск развития эмоциональных расстройств повышается в юношеский период, в возрасте 20-30 лет и после 40-50 лет.

Лечение аффективных расстройств

Что такое эмоциональные расстройства?

Терапия всех расстройств эмоциональной сферы включает лечение собственно депрессий и маний, а также профилактические мероприятия. Лечение аффективных расстройств осуществляется в три относительно самостоятельных этапа. Этап первый – купирование острой аффективной симптоматики. Заключается в устранении острых признаков нарушения эмоциональной сферы, длится до установления клинической или терапевтической ремиссии. Второй этап – стабилизирующая терапия. Его цель – долечивание резидуальнойсимптоматики, борьба с эмоциональной неустойчивостью, ранними рецидивными и предрецидивными расстройствами. Третий этап – это профилактическая терапия. Задача данного этапа – предотвратить развитие рецидивов патологии. Осуществляется в амбулаторных условиях.

Терапия депрессий включает в себя применение широкого спектра препаратов в зависимости от глубины расстройств. С этой целью используются флуоксетин, миансерин, золофт, леривон, а также трициклические антидепрессанты и ЭСТ. Кроме этого, применяются фотонная терапия и лечение депривацией сна. Лечение маний осуществляется увеличивающимися дозами лития под строгим контролем уровня их содержания в крови, нейролептиками или карбамазепинами, иногда бета-блокаторами. В качестве поддерживающей терапии применяют карбонат лития, вальпроат натрия или карбамазепин.

Лечение тревожно-фобических расстройств

Терапия тревожно-фобических расстройств состоит из медикаментозного лечения и психотерапии. Медикаментозное лечение заключается в применении транквилизаторов (феназепама, мебикара), антидепрессантов (имипрамина), ноотропов, ингибиторов МАО. Психотерапия включает психоанализ, а также методы поведенческой терапии: десензитизацию, гипноз, аутотренинг, гештальт-терапию, нейролингвистическое программирование и др.

Советы родственникам человека, страдающего аффективными расстройствами

Аффективные расстройства – серьезные нарушения, требующие вмешательства специалистов. Особенно это касается депрессий, которые в большинстве случаев сопровождаются попытками суицида. Любому человеку, думающему или говорящему о самоубийстве, необходима незамедлительная психиатрическая помощь. Важно знать, что риск совершить суицид наивысший в начальной стадии болезни. Из этого следует, что чем раньше диагностировано аффективное расстройство и определены эффективные способы его терапии, тем меньше вероятность смерти родного человека в результате самоубийства. Если кто-то из Вашей семьи страдает депрессией или другим расстройством эмоциональной сферы, обратитесь к психиатру с просьбой помочь.Поддерживайте близкого человека как во время визита к врачу, так и на всех этапах лечения. Позаботьтесь о том, чтобы он вовремя принимал назначенные препараты и выполнял все рекомендации медиков.

Расстройства поведения — симптомы и лечение

Что такое расстройства поведения? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Чибиковой Евгении Юрьевны, психиатра со стажем в 8 лет.

Над статьей доктора Чибиковой Евгении Юрьевны работали литературный редактор Елизавета Цыганок , научный редактор Ольга Чубан и шеф-редактор Маргарита Тихонова

Чибикова Евгения Юрьевна, детский психиатр, психиатр - Самара

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство поведения (Conduct disorder) — это психические нарушения у детей и подростков, при котором они постоянно нарушают общественные нормы и правила. Основные черты этого расстройства: агрессивное поведение по отношению к другим людям, животным или вещам, обман, воровство или другие серьёзные нарушения правил [2] . В отличие от обычного непослушания, связанного с возрастными особенностями, симптомы расстройства поведения длятся от 6 месяцев и дольше.

Возможные симптомы расстройства поведения

Распространённость расстройства поведения

Согласно данным мета-анализа распространённости психических расстройств, расстройства поведения встречаются у 2,1 % подростков [3] . Количество задокументированных случаев расстройства поведения умеренно увеличивалось во второй половине XX века, причём максимальный прирост пришёлся на три послевоенных поколения. Это может быть связано с тем, что люди чаще начали обращаться к специалистам (психиатрам и психологам) [10] .

В США пик заболевания расстройством поведения пришёлся на 90-е годы XX-го века и был связан с изменениями во внутренней политике государства, главным образом — с продажей оружия и распространением психоактивных веществ [11] .

Точных статистических данных по расстройству поведения в СССР и России нет. Это связано с тем, что раньше в отечественной практике применялись другие термины, в частности «психопатоподобное поведение» и «патохарактерологическое развитие личности». Однако их нельзя полностью сопоставить с актуальной терминологией МКБ-10 (Международной классификации болезней 10-го пересмотра).

Ранее предполагалось, что распространённость этого психического расстройства зависит от социального класса, но более поздние исследования это не подтвердили [4][12]. Развитие расстройства встречаются у детей как из бедных, так и из богатых семей, поэтому социальный класс лишь незначительно влияет на развитие расстройства [13].

Причины расстройства поведения

Принято считать, что причина формирования расстройства поведения включает в себя несколько факторов: генетику, окружающую среду и семью.

Главным генетическим фактором, который приводит к повышенной агрессивности, считается мутация гена МАОА, ассоциированного с нарушениями поведения [14] . Генную мутацию провоцируют нарушения со стороны биологически активных веществ, которые влияют на зоны мозга, ответственные за эмоции и поведение.

Однако одной лишь мутации гена недостаточно для развития симптомов болезни. При расстройстве поведения большую роль играет множество средовых и семейных факторов. Их можно поделить на четыре группы:

  • биологические: повреждения и заболевания мозга (черепно-мозговые травмы, инфекции, например энцефалит, менингит и пр.), осложнения при беременности и родах (гипоксия, преждевременные роды);
  • индивидуальные: низкий уровень интеллекта, импульсивность и гиперактивность, нарушение внимания и речи, расстройства школьных и учебных навыков, например задержка речевого развития, логопедические нарушения и т. д.;
  • семейные: антисоциальное поведение родителей (например, злоупотребление алкоголем), домашнее насилие, воспитание родителем-одиночкой, жестокое обращение и очень строгая дисциплина, недостаточная или избыточная опека, гиперконтроль, депрессия у матери и наступление материнства до 18 лет;
  • социальные и школьные: низкий уровень дохода семьи, влияние агрессивных сверстников и сверстников с нарушениями поведения, отвержение одноклассниками, травля и проживание в криминальных районах.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства поведения

Всё многообразие симптомов расстройства поведения можно объединить в четыре основные группы:

  1. Агрессивное поведение — включает драки, издевательства, жестокость по отношению к другим людям или животным, использование оружия и принуждение к интимным отношениям. То есть это такое поведение, при котором ребёнок целенаправленно причиняет вред другому человеку.
  2. Деструктивное поведение — проявляется в умышленной порче чужой собственности, например с помощью поджога или осквернения.
  3. Обманчивое поведение — заключается в неоднократной лжи, краже в магазинах, чужих домах или автомобилях. Речь идёт о ситуациях, когда ребёнок постоянно обманывает других ради собственной выгоды.
  4. Нарушение правил — включает в себя нарушение общепринятых правил (например, пропуск школы) или поведение, не соответствующее возрасту (например, побег из родительского дома). Ребёнок может зло шутить над учителем или одноклассниками, а также проявлять сексуальную активность в очень раннем возрасте ( полностью физиологическая и половая зрелость у мальчиков наступает примерно к 16 – 17 годам, а у девочек – к 15 – 16 годам ).

Любое действие со стороны окружающих людей воспринимается детьми и подростками с расстройством поведения как угроза, а чужие успехи и позитивные чувства не только им не понятны, но и служат дополнительным поводом для гнева и ощущения неудовлетворённости. Например, усыновлённый из детского дома 11-летний ребёнок разбивает подаренный ему ноутбук и говорит приёмной матери, что он это сделал, чтобы она больше никого не усыновляла и ему не пришлось делиться.

Дети с расстройством поведения часто проявляют несвойственную для этого возраста преднамеренную жестокость. У них снижено чувство сострадания. Р. Хаэр, один из крупнейших исследователей в области патологии личности и автор книги «Лишённые совести», приводит яркий пример подобного поведения:

Другой [. ], отсиживавший срок за мошенничество, рассказал, что в детстве он набрасывал петлю на шею кота, привязывал другой конец верёвки к верхушке шеста и бил животное теннисной ракеткой так, что оно летало вокруг шеста. Он рассказал, что его сестра выращивала щенков и он убивал тех, которые ей не нравились. «Я привязывал их к ограде и отрабатывал на них удар битой», — говорил он с улыбкой на лице [16]

Дети без диагноза «расстройство поведения» также могут воровать, врать или вести себя агрессивно, например враждебно относиться к младшим братьям или сёстрам (чаще всего новорождённым), потому что они не хотят делить с ними внимание родителей. Разница в том, что это единичные временные эпизоды. Как правило, дети сами понимают, что ведут себя неправильно, или им достаточно поговорить с родителями, чтобы такие ситуации больше не повторялись.

Патогенез расстройства поведения

Нейробиологические исследования позволили сделать вывод, что расстройство поведения — не просто последствие влияния неблагоприятных семейных и социальных факторов. Это более сложный комплекс взаимодействия генетических и эпигенетических факторов (они регулируют активность генов, но не изменяют первичную структуру ДНК). Результатом такого взаимодействия становятся нейробиологические изменения, влияющие на структуру мозга. Таким образом, мозг пациента с расстройством поведения отличается от мозга людей, не страдающих какими-либо психическими расстройствами.

Результаты МРТ показали, что у подростков с расстройством поведения орбитофронтальная кора головного мозга (участок, задействованный в принятии решений) была толще, чем у детей без признаков каких-либо расстройств психики. Кроме того, у пациентов с расстройством поведения височная доля, которая отвечает за память, анализ речевых звуков и восприятие вкусов и запахов, также оказалась более плотной, чем у людей с нормальным поведением [17] .

Отделы мозга, связанные с расстройством поведения [23][24]

Эти качественные и количественные изменения структур мозга способствуют нарушению работы психики, в том числе поведения.

Читать статью  Привлекающие» симптомы истерического расстройства личности

Классификация и стадии развития расстройства поведения

Расстройство поведения включает в себя несколько подтипов [18] . Общими для них являются вышеприведённые симптомы, однако существуют и индивидуальные различия.

Классификация по МКБ-10

F91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи

Для этого расстройства характерно то, что нарушения поведения проявляются только дома в общении с семьёй и её ближайшим окружением. Дети с расстройством поведения, ограничивающимся рамками семьи, могут воровать (как правило, только у кого-то из родственников) или портить домашние вещи.

Также под определение расстройства поведения, ограничивающегося рамками семьи, попадают проявления деструктивного поведения. Такие дети ломают игрушки или украшения, рвут обувь и одежду, режут мебель или портят ценное имущество. При этом все вышеперечисленные проявления «нацелены» на кого-то из членов семьи.

С людьми вне дома, например в школе, дети общаются нормально.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения дети склонны к физической агрессии, чрезмерной драчливости и жестокости по отношению к сверстникам. Они ко всем относятся враждебно и предпочитают ни с кем не общаться. Вся их коммуникация сводится к словесной брани. Такие дети не слушаются взрослых и ведут себя с ними очень нагло.

Типичны постоянная ложь, прогулы уроков и вандализм. У детей нарушены социальные связи: они не могут нормально общаться ни со сверстниками, ни со старшими по возрасту, часто замкнуты и сами изолируют себя от общества. Для детей с такой патологией характерна низкая самооценка. Детям кажется, что все вокруг желают им зла, поэтому они используют агрессию как механизм психологической защиты.

Недостаточная социальность проявляется не только в чрезмерной агрессивности, но и сексуальной расторможенности, например дети начинают говорить о сексе без добровольного согласия собеседника, демонстрировать половые органы и/или демонстративно раздеваться (в том числе в виртуальном формате, например отправлять фото своих интимных мест другим людям), а также принуждать к половому акту.

В беседах такие дети обычно держатся вызывающе. При попытках помочь отрицают проблемы с поведением или пытаются оправдать себя, обвиняя других. Они не могут адаптироваться в социуме и спокойно общаться со сверстниками.

Несоциализированное расстройство поведения

F91.2 Социализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения симптомы проявляются в подростковом возрасте. Такие дети обычно нормально развиваются и в раннем детстве ведут себя послушно. Позже их успеваемость в школе снижается. Незначительные или малозначительные эпизоды нарушения поведения сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, например раздражительностью, перепадами настроения и истериками.

Часто они совершают преступления вместе с компанией друзей. Именно эту компанию обвиняют родители, не допуская мысли о том, что необходимо изменить семейные установки и обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. Если родители не готовы принимать ответственность за поведение своих детей, их место постепенно занимают друзья.

Дети с социализированным расстройством поведения полностью преданы той компании, в которой находятся. Они вместе прогуливают школу, совершают преступления и антисоциальные поступки, например воруют или избивают людей или животных.

Среди прочих симптомов встречается агрессия, направленная на окружающих, и акты вандализма. Дети с этим расстройством общаются со сверстниками, но в основном с теми, кто нарушает закон .

F91.3 Оппозиционно-вызывающее поведение

Этот тип расстройства в наибольшей степени характерен для детей 9–10 лет. Пациенты с оппозиционно-вызывающим расстройством часто спорят со взрослыми или сверстниками, специально их дразнят или раздражают, ругаются, сердятся, возмущаются и не выполняют их требования. Это расстройство почти всегда проявляется дома или в школе среди хорошо знакомых людей.

Дети обвиняют в своих ошибках и трудностях окружающих или оправдывают их тяжёлыми обстоятельствами. Причём такое поведение причиняет больше неприятностей окружающим, чем самим детям.

В типичных случаях дети с оппозиционно-вызывающим поведением ведут себя провокационно, вызывающе или враждебно. Это расстройство не даёт им возможности выстроить нормальные взаимоотношения с другими людьми, поэтому зачастую у них нет друзей.

Однако такие дети не нарушают законы и основные права других: они не дерутся, не воруют и не портят чужие вещи.

 Оппозиционно-вызывающее поведение [22]

Осложнения расстройства поведения

Если расстройство поведения не лечить должным образом, возможно появление осложнений, которые можно условно поделить на две группы: те, которые связаны непосредственно с психическим здоровьем, и социальные последствия.

К психическим осложнениям относится антисоциальное расстройство личности (ранее для его обозначения использовался термин «социопатия»). Пациенты с таким диагнозом проявляют импульсивность и жестокость во всех сферах жизни, не чувствуя за собой вины. Люди с такой патологией практически полностью теряют способность приспособиться к жизни в обществе, в связи с чем часто попадают в тюрьму.

Также у больных с нелеченным расстройством поведения часто появляется игромания, алкогольная или наркотическая зависимость с соответсвующими осложнениями.

Органы, которые поражаются при алкоголизме

Проблемы с поведением в детстве создают дополнительный риск развития социальных последствий во взрослом возрасте, связанных с отсутствием образования, работы и достаточного количества финансов. Кроме того, доказано, что люди с диагностированным расстройством поведения чаще совершают насильственные преступления, после чего попадают в тюрьму.

Также часто возникают проблемы с физическим здоровьем, включая травмы, инфекции, передаваемые половым путём, и приобретённые иммунодефицитные состояния [7] [8] [9] .

Диагностика расстройства поведения

Диагноз «расстройство поведения» (любой из его подтипов) может поставить только детский врач-психиатр. Если у психиатра возникают подозрения о наличии какой-либо соматической или неврологической болезни, он направляет ребёнка на соответствующие анализы и/или на консультацию к педиатру или неврологу.

При наличии соответствующих показаний, например при любых поражениях мозга или нарушении развития и поведения у детей, невролог может порекомендовать пройти электроэнцефалографию. Её проводят, чтобы исключить патологический синдром, при котором время от времени возникают приступы агрессивного поведения и другие подобные приступы.

Электроэнцефалография

Нарушения поведения также могут протекать на фоне болезней эндокринной системы, например феохромоцитомы, поэтому ребёнка могут направить к эндокринологу.

Если все «непсихиатрические» причины исключены, врач-психиатр ставит диагноз после беседы с родителями или опекунами ребёнка, самим ребёнком и другими людьми, которые участвуют в его воспитании. Также доктор может попросить педагогов составить на ребёнка характеристику.

Для того чтобы поставить диагноз «расстройство поведения», необходимо наличие как минимум трёх из нижеприведённых симптомов, которые должны присутствовать не менее шести месяцев:

  • повторяющийся факт воровства;
  • побеги из дома и детдома на всю ночь не менее двух раз или побег из дома один раз без возвращения (в случае проживания с родителями или опекунами);
  • частая ложь (за исключением тех случаев, когда лгут во избежание физического или сексуального наказания);
  • намеренное участие в поджогах;
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, влияющие на успеваемость;
  • частые и тяжёлые вспышки гнева, которые спровоцированы незначительной или малозначительной причиной и приносят вред самому ребёнку и окружающим;
  • намеренное проникновение в чужой дом или машину с порчей чужой собственности;
  • физическая жестокость по отношению к животным;
  • принуждение кого-либо к сексуальным отношениям;
  • применение оружия более одного раза, инициирование драк;
  • воровство после борьбы (например, ударил и выхватил кошелёк или вымогал деньги, угрожая оружием);
  • физическая жестокость по отношению к людям;
  • вызывающее провокационное поведение и постоянное непослушание [15] .

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику необходимо проводить со следующими расстройствами:

  • гиперкинетическим расстройством (или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, СДВГ);
  • реакцией адаптации на внешние стрессоры;
  • расстройством настроения (депрессией и биполярным аффективным расстройством);
  • расстройством аутистического спектра;
  • субкультурной девиантности.

Гиперактивность характеризуется импульсивностью, невнимательностью и чрезмерной активностью. Каждый из этих трёх симптомов может быть ошибочно истолкован как антисоциальное поведение, особенно импульсивность, которая может проявиться при расстройстве поведения. Однако для СДВГ не характерны симптомы нарушений поведения (например, воровство, поджоги или побеги). Дети с СДВГ более критичны к своему поведению, за которое они могут попросить прощение. Причина регулярного повторения эпизодов неприемлемого поведения при гиперактивности — недостаточный контроль над импульсами или проблема с вниманием, а не истинное протестное поведение.

Реакцию адаптации на внешние стрессоры диагностируют в тех случаях, когда она возникает сразу после воздействия установленного психологического стрессора. Таким стрессором может оказаться развод, тяжёлая утрата, насилие или усыновление. Но главным отличительным признаком адаптивной реакции является время: симптомы при этом возникают через 1–3 месяца после появления стрессора и сохраняются не дольше 6 месяцев после того, как стрессор или его последствия перестают влиять на ребёнка

Для депрессии, особенно в подростковом возрасте, характерна раздражительность и протестное поведение, но ключевым фактором является сниженное настроение, которое может сопровождаться тревогой, боязливостью, навязчивыми мыслями и/или действиями и другими специфическими фобиями. При депрессии также возможно состояние, при котором окружающий мир кажется нереальным.

У детей и подростков с депрессией на первый план могут выходить оппозиционное поведение, грубость или отказ от любых занятий, даже любимых. Но более тщательный расспрос показывает, что главная причина такого поведения — сниженное настроение, апатия или ощущение бессилия, характерные для депрессии.

Биполярное аффективное расстройство на ранних этапах отличить сложнее, так как оно может проявляться демонстративным поведением и раздражительностью в сочетании с противоправными действиями. Заниженная самооценка — нормальное явление при расстройстве настроения, равно как и отсутствие друзей или творческого досуга.

Систематические исследования показывают, что примерно у трети детей с расстройством настроения наблюдаются депрессивные или другие эмоциональные симптомы, например длительные снижения настроения, заниженная самооценка, склонность к самоповреждению, нарушения сна, аппетита и работоспособности. Поэтому расстройства настроения часто можно спутать с расстройством поведения.

Расстройства аутистического спектра (РАС) среди прочего могут проявляться вспышками агрессии, сильного раздражения и деструктивного поведения. Зачастую именно они служат поводом для направления к психиатру. Однако при более тщательном опросе и обследовании врач выявляет и другие симптомы РАС. Среди них выделяют стереотипное поведение, малоконтактность, ограниченный круг интересов и занятий, а также отставание в умственном развитии, чего не наблюдается при расстройстве поведения.

Субкультурная девиантность присуща подросткам, когда они не проявляют агрессию, но носят эпатажную одежду или вызывающий макияж, который демонстрирует их принадлежность к определённой субкультуре. Как правило, они спокойно общаются внутри этой группы сверстников. Члены такой компании могут иногда злоупотреблять психоактивными веществами или, к примеру, заниматься мелким воровством в магазинах. Если анализировать такое поведение поверхностно, то в МКБ-10 оно попадает под категорию несоциализированного расстройства поведения. Но мировое психиатрическое сообщество считает, что такую формую поведения нельзя считать сугубо психиатрическим симптомом, иначе расстройство поведения диагностировали бы у 1/3 всех подростков, что довольно много. Поэтому при постановке диагноза рекомендуют использовать американский классификатор DSM, так как он позволяет диагностировать подобные расстройства более точно [4] .

Лечение расстройства поведения

Тактика лечения расстройства поведения зависит от ряда факторов, например возраста пациента или степени тяжести расстройства.

Чёткой градации степеней тяжести расстройства поведения нет. Её условно определяют по комплексу некоторых субъективных факторов:

  • проблемы в общении с людьми , непонимание реальности окружающего мира;
  • степень вреда для окружающих;
  • общественная опасность;
  • помощь семьи при амбулаторном или домашнем лечении;
  • необходимость госпитализации.

Иногда родители отказываются от терапии, когда понимают, что причина антисоциального поведения ребёнка напрямую связана с ними, поэтому готовность пациента и его родителей или опекунов участвовать в лечении также имеет большое значение.

Читать статью  Кататоническая форма шизофрении: нетипичная шизофрения

Родители могут стать причиной расстройства поведения у ребёнка

Наиболее эффективными методами терапии расстройства поведения являются семейная, когнитивно-поведенческая (КПТ) и медикаментозная терапия.

Семейная терапия направлена на изменение правил взаимодействия внутри семьи и восстановление комфортного общения между родственниками.

Когнитивно-поведенческая терапия учит управлять гневом, контролировать импульсы и выбирать более безопасные способы выражения негативных эмоций.

Медикаментозная терапия

Лекарственное лечение не является альтернативой психотерапии, а лишь служит дополнением к ней. Кроме того, ни один из препаратов не утверждён официально для лечения нарушений поведения и не может быть рекомендован в качестве терапии «первой линии». Тем не менее, медикаменты могут назначить при выраженной агрессивности, импульсивности и резких перепадах настроения.

По результатам Кокрейновского обзора, наибольшую эффективность против агрессивности и импульсивности показали нейролептик Рисперидон и препараты со стабилизирующим действием — производные вальпроевой кислоты и Карбамазепин. Чуть меньшую эффективность показали Атомоксетин (препарат, официально рекомендованный при дефиците внимания с гиперактивностью) и антидепрессанты (Сертралин, Флувоксамин, Флуоксетин) [19] . В России зарегистрированы все названные препараты.

Оптимальную дозу и продолжительность применения лекарственных средств врач назначает индивидуально. Медикаментозная терапия при расстройствах поведения обычно кратковременна (максимум несколько месяцев). Её используют, чтобы снизить остроту симптомов.

Прогноз. Профилактика

Как правило, разрушительное поведение прекращается в начале взрослой жизни (начиная с 20 лет), однако раннее начало связано с плохим прогнозом. Примерно в трети случаев проблемы сохраняются.

Научно доказано, что расстройство поведения в детстве может спровоцировать антисоциальное расстройство личности во взрослом возрасте. Кроме того, со временем расстройство поведения может привести к злоупотреблению психоактивными веществами, депрессивному расстройству, суицидальному поведению, трудностям с трудоустройством, ранней беременности и т. д. Исследования взрослых людей с различными психическими расстройствами показали, что от 24 до 60 % из них в детстве обнаруживали симптомы расстройства поведения [21] .

Профилактика расстройства поведения

Поскольку точное происхождение расстройства поведения неизвестно, универсальной профилактики, предотвращающей развитие болезни, не существует. Тем не менее своевременное обращение к детскому психологу при появлении первых признаков расстройства поведения и психообразовательные тренинги для родителей снижают риск развития болезни.

В США доказали эффективность сотрудничества семьи, школы и социальных служб. Такая общая поддержка помогает наладить контакт с родителями и избежать проблем в школе [20] .

В России не существует специальных программ поддержки, направленных на профилактику расстройств поведения. Психообразовательные мероприятия проводятся силами органов опеки и попечительства, школьной психологической службой и пр.

Смешанное тревожное расстройство

тревожное состояние

Смешанное тревожное расстройство относится к группе неврозов, одновременно вызывает чувство патологической тревоги, снижение настроения и депрессию. Все симптомы проявляются в равной степени, нет доминирующих проявлений, по которым можно бы было уточнить диагноз. Смешанное тревожное расстройство (СТР) имеет более благоприятное течение, чем генерализованное. Второе его название – свободно плавающая тревога. Интенсивность тревожных симптомов ниже, чем при ГТР, но они дополняются депрессивными проявлениями, что существенно влияет на самочувствие пациента. Размытая клиническая картина затрудняет диагностику, однако хороший врач обязательно поставит правильный диагноз и подберет подходящее лечение.

У Вас или у Ваших близких Смешанное тревожное расстройство?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику — мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.

Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82

Лечение Тревожных расстройств в клинике>>

Симптомы смешанного тревожного расстройства

Данной форме тревожного расстройства присущи симптомы тревоги и депрессии низкой интенсивности. Помимо этого, есть вегетативные проявления. Тревога – это беспокойство, волнение, ожидание внешней или внутренней опасности в незнакомой ситуации. При СТР она патологическая, то есть возникает, когда человеку ничего не угрожает. Она настолько сильная, что нарушает повседневную жизнь, сопровождается физиологическими и психологическими симптомами.

Тревога при СТР может появляться в таких случаях: реальная угроза, снижение настроения.

Депрессия – это снижение настроения, интереса к жизни, деятельности, утрата способности получать удовольствие. Помимо того, что вокруг все теряет краски, человек испытывает проблемы со здоровьем. Снижается аппетит, либидо, появляется слабость, быстрая утомляемость. Депрессия при СТР является фактором, усиливающим уровень тревоги.

Психологические симптомы смешанного тревожного расстройства:

  • склонность к преувеличению, чрезмерным опасениям;
  • ожидание худшего исхода события, глубокий пессимизм;
  • появление тревоги и беспокойства по любому поводу;
  • эмоциональная нестабильность;
  • стойкое снижение настроения;
  • безнадежность;
  • плаксивость;
  • агрессия, раздражительность;
  • рассеянность, неспособность сосредоточиться;
  • низкая самооценка.

Психоэмоциональное состояние человека колеблется от раздражения до апатии.

смешанное тревожное расстройство

Физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • повышение артериального давления;
  • учащенное дыхание;
  • повышенная потливость;
  • дрожь в конечностях, теле;
  • мышечные судороги;
  • бессонница, ухудшение качества сна;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • потеря аппетита;
  • головная боль, головокружение.

Появление вегетативных симптомов связано с нарушением обмена гормонов, ответственных за настроение. При СТР вырабатывается много адреналина и кортизола, которые являются стрессовыми. В целом симптомы смешанного тревожного расстройства схожи со стрессом. Чтобы врач поставил диагноз СТР, болезненная клиническая картина должна сохраняться на протяжении нескольких недель.

Причины смешанного тревожного расстройства

СТР сопровождает жизнь современных людей, влияет на работоспособность и качество жизни. По данным ВОЗ данный диагноз имеют 5% людей, проживающих в развитых странах. Женщины болеют в 2 раза чаще, поскольку они более эмоционально-нестабильные, в их характере преобладает переживательность, мнительность, чувствительность, эмоциональность. У представительниц прекрасного пола смешанное тревожное расстройство может возникнуть во время беременности или после родов. Виной изменение гормонального фона. СТР может возникнуть у любого человека, независимо от возраста и его социального статуса. Основной причиной его появления является хронический стресс.

Провоцирующими факторами, которые повышают вероятность развития патологии, являются:

  • ухудшение качества жизни;
  • финансовые трудности;
  • проблемы в семье;
  • развод;
  • переезд;
  • увольнение с работы, трудоустройство на новое рабочее место;
  • беспомощность, осознание того, что невозможно изменить свою жизнь к лучшему
  • смерть близкого человека, друга;
  • генетическая предрасположенность;
  • мнительный тип личности;
  • детские травмы.

У Вас или у Ваших близких Смешанное тревожное расстройство?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику — мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.

Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82

Лечение Тревожных расстройств в клинике>>

Черты характера закладываются в детстве. Излишняя ранимость и мнительность – это результат воспитания родителей, которые слишком часто делали ребенку негативные замечания.

Диагностика смешанного тревожного расстройства

Сочетание симптомов тревоги и депрессии затрудняют обследование. Чтобы поставить правильный диагноз, требуется дифференциальная диагностика, которая включает:

  • Опрос. На первичной консультации врач ведет беседу с пациентом, чтобы оценить образ жизни человека, определить тип характера, выявить преобладающие эмоциональные реакции и диагностические критерии СТР. Пациентам со смешанным тревожным расстройством присуща более тяжелая симптоматика, нежели при тревоге или депрессии, присутствуют ярко выраженные психосоматические проявления, повышен риск суицидальных наклонностей.
  • Психологическое тестирование. Чтобы подтвердить свои догадки, врач назначает тесты, которые позволяют оценить уровень тревоги и выявить сопутствующие симптомы, оставшиеся незамеченными во время беседы. Дополнительно специалист может назначить инструментальное обследование. Оно необходимо, чтобы исключить органические патологии, вызывающие плохое настроение и повышенную тревожность. Если в ходе обследования будут выявлены заболевания головного мозга, эндокринные нарушения или другие проблемы со здоровьем, потребуется консультация профильного врача: невролога, нейрохирурга, эндокринолога и т. д.

Лечение смешанного тревожного расстройства

Пациенты часто списывают появление симптомов СТР на усталость, проблемы на работы и в семье, на плохое настроение. Они недооценивают тяжесть своего состояния, не понимают настолько серьезными могут быть последствия, поэтому не обращаются за профессиональной помощью, которая является обязательной.

тревожное состояние

Лечение смешанного тревожного расстройства находится в компетенции врача-психотерапевта.

Специалист подбирает лечебные методики индивидуально для каждого случая, учитывает следующие факторы:

  • клинические проявления;
  • давность и степень тяжести заболевания;
  • образ жизни человека, отношения в семье;
  • возраст пациента;
  • происхождение СТР.

У Вас или у Ваших близких Смешанное тревожное расстройство?

Обращайтесь за помощью в нашу Клинику — мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.

Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82

Лечение Тревожных расстройств в клинике>>

Лечение комплексное, включает психотерапевтические приемы, медикаментозную поддержку, физиотерапию, коррекцию образа жизни. Несложные случаи не требуют госпитализации.

Рассмотрим основные варианты лечения:

  • Медикаменты. Лекарственные препараты позволяют снять острую симптоматику. Применяются антидепрессанты, седативные средства, препараты, снижающие тревожность. Фармакотерапия может длиться до полугода. Лечение начинают с малых доз, по необходимости дозировку увеличивают.
  • Психотерапевтические приемы. Основу составляет когнитивно-поведенческая коррекция. Во время сеанса врач с пациентом прорабатывает психотравмирующие события, которые влияют на текущее состояние. Все подсознательные мотивации человека выводятся на сознательный уровень, благодаря чему удается изменить отношение к ситуации, вызывающей тревогу, скорректировать мышление и поведение.

Работа с психотерапевтом помогает выявить и разрешить внутренний конфликт, повысить стрессоустойчивость. Когнитивно-поведенческая терапия наиболее эффективна в сочетании с дыхательными техниками, медитацией и другими методиками релаксации. Примечание! Фармакотерапия дает быстрый, но непродолжительный результат. Ее можно сравнить с тушением пожара. Без психотерапии по окончанию курса медикаментозного лечения симптомы могут вернуться.

лечение тревожного расстройства

Прогноз смешанного тревожного расстройства

Эффективность лечения, как и прогноз, зависят от качества диагностики, точности поставленного диагноза. Существует несколько видов тревожных расстройств, каждый имеет свои особенности течения и терапии. Прогноз при СТР несколько хуже, чем при обычном ТР, поскольку тяжелее клиническая картина. Однако при раннем начатом лечении, соблюдении всех рекомендаций врача, пациент может не просто улучшить качество жизни и сократить количество приступов, но даже полностью вылечиться.

Излечение при смешанном тревожном расстройстве возможно. Но эффективность терапии во многом зависит от самого пациента, его настроя, взаимодействия с психотерапевтом. Если же человек не будет обращаться за помощью к врачу, начнет заниматься самолечением, то его состояние только усугубится. СТР может существовать продолжительное время, утяжеляться, дополняться новой симптоматикой. Постепенно без лечения ухудшится работоспособность, повысится чувствительность к стрессам, из-за чего сильно пострадает не только психологическое, но и физическое здоровье. Пациент будет постоянно жаловаться на усталость, сонливость или бессонницу, боли разной локализации.

Он может приписывать себе различные заболевания, ходить по врачам, но только не к психологу или психотерапевту. Без лечения уровень тревожности нарастает, человек пытается ее контролировать, но у него это не получается. В результате напряжение только нарастает, возникает апатия. Снижается социальная активность пациента, он отказывается от общения с друзьями и родственниками, отдает предпочтение избегающему поведению. Нередко, чтобы приглушить чувство тревоги и апатию, человек начинает злоупотреблять алкоголем. По темпам роста смешанное тревожное расстройство можно назвать болезнью 21 века.

Специалисты ВОЗ дали неутешительные прогнозы касательно распространенности заболевания. Они спрогнозировали, что если люди не научаться отдыхать, противостоять стрессовыми ситуациями, не будут повышать свою стрессоустойчивость, заботиться о своем психоэмоциональном состоянии, не осознают важность психогигиены, то уже через 5 лет СТР займет лидирующие позиции после сердечно-сосудистых заболеваний. Смешанное тревожное расстройство – это заболевание, которое нужно лечить.

Лечением должен заниматься психотерапевт. Только он владеет современными, а главное действенными лечебными методиками, которые позволят избавиться от тревожного расстройства, вернуться к нормальной жизни, не вспоминать о прошлом. Самолечение при этом заболевании не уместно, не даст положительного эффекта.

Источник https://psihiatrov.net/blog/emotsionalnye-rasstroystva/ob_emocionalnih_rasstrojstvah

Источник https://probolezny.ru/rasstroystva-povedeniya/

Источник https://chastnaya-psihiatricheskaya-klinika-stacionar.ru/blog/smeshannoe-trevozhnoe-rasstrojstvo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: